Экономия энергии и ресурсов при ИЗГОТОВЛЕНИИ и ремонте электродвигателей Хомутов С.О., Левачёв А.В., Грибанов А.А. Россия, г. Барнаул, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова Рассмотрены вопросы экономии энергетических и материальных ресурсов при изготовлении и капитальном ремонте электродвигателей. Приведены сведения о скоростной электротермовакуумной технологии пропитки и сушки изоляции, послеремонтной диагностики, оптимизации восстановительных мероприятий. Показана их целесообразность для энерго- и ресурсосбережения. The questions of economy of power and material resources are considered at manufacturing and overhaul of electric motors. The items of information about high-speed electrical thermal vacuum technology of impregnation and drying of insulation, diagnostics after repair, optimization-restoring measures are given. Their expediency for power and resources saving is shown. На сегодняшний день проблема обеспечения эксплуатационной надёжности изоляции обмоток электродвигателей продолжает оставаться одной из нерешённых, потому что на большинстве предприятий различных отраслей экономики электродвигатели работают в условиях, для которых они не предназначены. Известно, что базовый ресурс работы различных узлов любого электрооборудования закладывается при его изготовлении или капитальном ремонте. При этом для создания изоляции обмоток электрооборудования необходимо выполнять такие мероприятия, как их пропитка и сушка. Россия является одной из стран, в которой до сих пор используются технологии изготовления и восстановления изоляции обмоток статоров, обеспечивающие низкое качество работ, что приводит к необходимости увеличения количества выпускаемых электродвигателей и их ремонтов, и, как следствие, повышению расхода энергии и ресурсов. Исходя из этого, актуальными являются вопросы разработки и внедрения новых технологий восстановления изоляции, а также контроля качества, обеспечиваемого при осуществлении мероприятий пропитки и сушки изоляции обмоток. Одной из новых технологий, применяющихся при восстановлении изоляции, является скоростная электротермовакуумная технология пропитки и сушки изоляции электродвигателей. Её отличительной особенностью является обеспечение перепада между атмосферным давлением и глубоким вакуумом за короткое время. Основными достоинствами этой технологии являются сокращение времени, затрачиваемого на технологический процесс пропитки и сушки, увеличения насыщения обмотки пропиточным составом, сокращение потерь лака и снижение энергоёмкости производимой продукции. Техническая реализация рассматриваемой технологии может осуществляться как с помощью использования установленной на предприятии стационарной установки, так и с помощью передвижной установки. Для количественной оценки эффективности той или иной технологии изготовления изоляции или её ремонта используется диагностика. При этом для наиболее достоверного оценивания получаемого качества изоляции по окончании технологических операций должны использоваться методы, позволяющие учитывать не только состояние корпусной изоляции, но и межвитковой. Основным требованием, предъявляемым к таким методам диагностики, является возможность их применения не только для оценки получаемого при производстве или ремонте качества изоляции, но и для определения её технического состояния в последующей эксплуатации. Для того, чтобы достичь наибольшей экономии энергии и ресурсов на стадии ремонта изоляции необходимо произвести оптимизацию технологий пропитки и сушки. При этом следует учитывать следующие обстоятельства: во-первых, может осуществляться энерго- и ресурсосбережение при работе конкретной технологической установки, а, во-вторых, может возникнуть вопрос о целесообразности использования той или иной технологии восстановления применительно к определённым условиям эксплуатации. Поэтому в первом случае должна решаться задача оптимизации режимов работы технологической установки, а во втором – оптимизации технологий восстановления изоляции в зависимости от условий эксплуатации. Методика оптимизации позволяет учесть интересы как эксплуатирующей организации, которой требуется сократить расходы на ремонт электродвигателя и ущерб от внезапного выхода электродвигателя из строя, так и ремонтной, заинтересованной в получении прибыли. В ходе предварительных исследований выявлены технологические и экономические параметры оптимизации, которыми служат качество ремонта и сумма себестоимости ремонта и ущерба от внезапного выхода электродвигателя из строя. Для определения технологии, которую рационально использовать в конкретных условиях эксплуатации для ремонта изоляции электрической машины, применяется стратегия минимизации затрат при ограничении качества. Получаемое при изготовлении или ремонте электродвигателя качество оценивается как с помощью традиционных критериев оценки состояния изоляции, так и при помощи новых диагностических параметров. Для преодоления трудностей, вызванных разнообразием показателей качества, разработана методика получения суммарных показателей качества на основе нормирования и ранжирования различных показателей. Особый интерес представляет оптимизация технологий восстановления изоляции при возможности использования либо стационарного, либо мобильного вариантов установок как для традиционных, так и для предлагаемой технологий. Актуальность использования подвижных ремонтных установок может заключаться в сокращении простоя вышедших из строя электрических машин. Для рассмотренной выше технологии таким вариантом может служить мобильная установка, позволяющая производить операции диагностирования, деструкции связующего обмоток вышедшего из строя электродвигателя, намотки новых катушек и их изолирование. Это позволяет значительно сократить расходы по транспортированию вышедшего из строя электродвигателя. Таким образом, разработка и внедрение новых прогрессивных технологий изготовления и ремонта изоляции, диагностики изоляции, а также использование оптимизации являются неотъемлемыми частями единого комплекса мероприятий, позволяющего эффективно экономить электроэнергию, материалы, финансовые и трудовые ресурсы. Хомутов Станислав Олегович, к.т.н., ст. преподаватель каф. «Электроснабжение промышленных предприятий» Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова. Левачёв Андрей Владимирович, аспирант каф. ЭПП АГТУ. Грибанов Алексей Александрович, аспирант каф. ЭПП АГТУ. 656099, г. Барнаул, пр. Ленина, 46, Алтайский государственный технический университет, Хомутову О.И., тел./факс (3852) 26-04-98, E-mail: diread@mail.ru. |